Памятка для обучающихся
Если Вы наблюдаете у своих сверстников: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п. все эти признаки говорят о том, что ваш товарищ нуждается в помощи.
Помощь заключается в участии, понимании, сочувствии, но не в агрессии. Постарайтесь мягко и не навязчиво рекомендовать своему товарищу обратиться к специалисту, или привлечь внимание близких людей способных помочь вашему товарищу в решении его личностных проблем. Нельзя быть равнодушным к людям, которые отчаянно нуждаются в помощи.
Памятка для родителей (законных представителей)
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.). В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.
Признаки замышляемого суицида.
К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:
— тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
— затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
— депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость, выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; — тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями, употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Нельзя все выше перечисленные признаки воспринимать не всерьез, ваш ребенок остро нуждается в помощи, как в вашей, так и специалистов.
В ваших силах спасти ребенка, шанс всегда есть, пока не случилось самого страшного.
Памятка для педагога.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Факторы Особенности Фамилии
ИДЕАЛЬНЫЕ Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»). Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»).
СИТУАТИВНЫЕ. Суициды родственников, родителей. Смерть близкого родственника. Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка. Наличие в семье психических больных. Разводящиеся родители, конфликты в семье. Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья. Неполная семья, семья с отчимом или мачехой. Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение). Изменение места жительства, места учебы (в течение последнего года) Является отверженным. Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ. Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи. Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим). Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение. Употребление подростком наркотиков. Изменение аппетита, сна, ритма жизни. Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.) Стремление к рискованным действиям Резкое несоблюдение правил личной гигиены. Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращён и не выйдет в план внешнего поведения. Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя: суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»); суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени; суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
— суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
— завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека. В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков. Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия.
Телефон доверия
Когда стоит обращаться на линию доверия за помощью консультантов
- Низкая самооценка
- Стрессы
- Проблемы с концентрацией внимания
- Подавленность
- Постоянное чувство тревоги
- Страхи
- Раздражение
- Гнев
- Обида
- Одиночество
- Мысли о суициде
- Частые конфликты с окружающими
- Зависимость ваша или близкого человека
- Пережитое физическое, психологическое или эмоциональное насилие
- Потеря близкого человека
- Эмоциональная травма, вызванная потерей имущества, трудоспособности, проблемами со здоровьем
- Любая другая психологическая травма